пятница, 30 октября 2020 г.

Служба и песнопения Церкви в честь святителя Николая. Часть 2.


НЕ СИДИ, ИДИ, САДИСЬ НА ВЕЛОСИПЕД, СМОТРИ, РАДУЙСЯ, ПЛАЧЬ И ПРОСЛАВЛЯЙ ГОСПОДА БОГА.
Больше двигаешься - дольше живёшь и, следовательно, больше молишься и дольше служишь Господу Богу.
Чудны дела Твои, Господи: Цветы для великого святителя Николая Чудотворца.


Данная интернет-публикация посвящается
Святителю Николаю, Мирликийскому Чудотворцу
и моей бабушке монахине Евдокие.






ДРЕВНИЕ ПЕСНОПЕНИЯ

то и когда составил эти службы - общего и определённого ответа дать на эти вопросы нельзя, а можно только приблизительно разрешить их по частям. Первые две службы - всецело наследие от греков, последняя - русская, но ни одна из них не принадлежит всецело какому-нибудь одному автору. Как и большая часть церковных служб: Господских-ли, Богородичных или Святым, и служба святителю в настоящем своём виде, во всей своей теперешней полноте, возникла не сразу, а по частям, создавалась многими песнописцами.

Выше мы уже упоминали древних творцов песнопений в честь Святителя: ими по частям составлены древние службы Святителю - 6 ДЕКАБРЯ (далее по тексту - даты только по церковно-славянскому времени Русской Православной Церкви) и седмичная. Правда, в одной древней греческой рукописи в венской библиотеке есть полная служба - "творение Иосифово" по надписи, но это - или особая служба (не нынешняя), или творцом её Иосиф называется только в качестве собирателя её и автора большей части её песнопений.

Известно, что первые церковные службы святым состояли из одних тропарей, кондаков и стихир в честь их, так как это древнейший род песнопений, ирмосы же и каноны явились после. Очень может быть поэтому, что древнейшим творцам тропарей и стихир принадлежат тропарь (общий со всеми святителями), кондак и некоторые из стихир в службах Святителю, не надписанных ничьим именем. Остальное же в настоящей службе Святителю (на 6 ДЕКАБРЯ) составляют стихиры. из них часть, может быть, составлены Германом, патриархом Константинопольским, судя по надписи в некоторых греческих и славянских минеях. Какие стихиры принадлежат Герману в настоящем печатном издании службы - по отсутствию указаний в тексте - точно сказать не можем. Быть может, он творец первых стихир Великой вечерни на "Господи, воззвах". По свидетельству последнего обработанного издания греческих миней Варфоломея Кутлумусианского*, "эти четыре "подобна" находятся в рукописи, и равным образом они же поются в Великой церкви". Следующие "иные" три из этих-то стихир того же гласа принадлежат уже другому времени и автору. По свидетельству того же Варфоломея Кутлумусианского, "в древнейших рукописях эти три "подобна" отсутствуют; они были созданы позже и в новейшем Уставе Великой (патриаршей Константинопольской) церкви означаются именем Николая Малаксы, песнотворца XVI века"**. Стихиры на литии надписаны в славянской минее, как творение "Византиево". Преосвященный Филарет, песнопения, подписанные этим названием, приписывает греческому императору Льву Мудрому (+ 961 год)***.

Заключительная песнь в этих стихирах - моление в святителю: "Благий рабе верный, делателю винограда Христова", по свидетельству преосвященного Сергия и греческой минеи Варфоломея К., принадлежит Сергию, патриарху Константинопольскому.

В стихирах «на стиховне» Великой вечерни, неизвестно кем составленных, заключительная стихира - "Человече Божий, и верный рабе", надписывается именем "Иоанна монаха". Кого разуметь под этим названием? По свидетельству преосвященного Филарета, под этим именем можно видеть не только Иоанна, Евхаитского митрополита (конца XI века, но даже и святого Иоанна Дамаскина. В данном случае это тем более вероятно, что недавно учёным Майем был открыт целый канон Святителю, надписанный именем знаменитого песнопевца; точно также он мог составить и стихиры славному Святителю. Во всех этих стихирах Святитель ублажается преимущественно как "правило веры и образ кротости, великий и теплый заступник в бедах, днём и ночью верным на помощь являющийся, сирых и вдовиц предстатель, защитник невинно осужденных на смерть, чудесами от мощей своих в Мирах Ликийских наполняющий всю вселенную", и т. п., причём нередко называются и сами чудеса его.

_______________

* В современной орфографии - Варфоломей Кутлумушский. Греческий иеромонах, автор большого числа церковных работ, книгоиздатель и педагог. Схолар (ректор) Богословской школы Константинопольской Православной Церкви, предшественницы Халкинской богословской школы.

** Николай Малакс, - православный протоиерей напфлионский, книгоиздатель, учёный богослов, гимнограф и писатель. Сам себя в своих сочинениях называл протопапа Напфлиона, что означает «первый папа города Напфлиона». В издаваемые им богослужебные книги включал собственные песнопения (Андрею Первозванному, на зачатие Святой Анны, пророку Даниилу и др.). Скончался после 1573 года.

*** Лев Мудрый, - Лев VI или Философ. Год его смерти по православной энциклопедии + 912. Духовный поэт и писатель, юрист и учёный.


Часть 1

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Осмоловский образ святителя Николая (часть 2)

Как появился образ святителя Николая на одном из островов реки Сейм сейчас нет никаких сведений. Известно только, что в этом месте, распол...

Обо мне

Моя фотография
Оставьте после себя что-то доброе, светлое, вечное...

Поиск по этому блогу